МУТАЦИЯ
Багги превращаются в танки, а гоночная игра становится мультиплейерной забавой... Tread Marks — это именно мультиплейерный танковый гоночный action, других слов и не подобрать. Собственно, выделить можно два режима — Race (гонки со стрельбой) и Battle (просто большая свалка). Перед началом игры вы выбираете себе танк, эмблему, место действия (трассу, если можно так выразиться), количество оппонентов, их уровень... И еще несколько параметров, в числе которых, разумеется, и вид разборок. Race — выигрывает тот, кто приехал к финишу первым (количество кругов тоже регулируется). Battle — тот, у кого больше всех фрагов. Обычный Deathmatch, так сказать. В идеале, в Tread Marks надо играть с живыми соперниками — по сети или Интернету. Однако компьютерные противники вовсе не так уж и тупы. С другой стороны, не надо много ума, чтобы засандалить по чужому танку самонаводящейся ракетой или ядреной бомбой (Le Bomb Nuclear), да еще и на открытом пространстве. Графика оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, красочные и эффектные взрывы, терраморфинг (изменение поверхности) в реальном времени, а с другой — простенькие модели танков и общая скудость пейзажей. Но общее впечатление весьма и весьма положительное. Что касается звука и музыки, то про саундтрек говорить нечего: он весьма посредствен, а вот звуковое оформление... Одно из лучших, которые я когда-либо встречал в мультиплейер-ориентированной игре. Какофония взрывов, выстрелов, лязга гусениц и шума моторов оставляет незабываемое впечатление. Плюс поддержка технологии A3D, плюс даже на обычной звуковой карте ощущения еще те. Звук — одна из самых сильных сторон игры. Чего нельзя сказать о геймплее. Игра начинает надоедать уже через несколько часов знакомства. В основном из-за странной физики поведения танков и из-за чудовищной несбалансированности оружия. А не слишком торопливый темп игры и иногда чересчур ярка? картинка только усиливают ощущения. Играть в Tread Marks интересно, но только поначалу. Увы. Впрочем, дело ваше — если танки, открытая местность, море оружия и спецэффектов — все, что вам нужно, тогда Tread Marks — ваш выбор. Но не наш. Как падки мы до разных развлечений... Нам не хватает Quake 3 с его безумной архитектурой, нам кажется пресным UT с командой умненьких ботов... Мы ищем все новые и новые способы "оторваться" по сети, пробуя многопользовательский Half-Life, Tribes и... Tread Marks. По словам главного создателя игры, первоначальная задумка была такова: гонки на "песчаных багги" по пустыням, сквозь дюны и моря песков... Эдакий мирный и чуть-чуть романтичный "Faster, Harder, Scooter", простите за попсовую ссылку. Но... От налета романтики не осталось и следа: багги обзавелись пушками, а пушки, в свою очередь, башнями. Вы когда-нибудь видели багги с башней? Пришлось вводить в игру танки. Вот тут-то все и завертелось... Начиная играть в Tread Marks, необходимо понимать одно — танки здесь ущербные. Я даже не об их "внешности", которая способна запросто довести до умопомешательства как г-на Хорнета, так и любого произвольно взятого поклонника солидных военных моделей в масштабе 1:10. Также необходимо осознавать следующее: танки здесь вовсе и не танки, а самые настоящие песчаные багги, если кто подзабыл. А то, что видок слегка милитаристский, — так это издержки производства, не более. И песчаные дюны — вовсе не из песка, как выдает навскидку умудренный опытом глаз. Все намного сложнее и запутанней — мы на Великом соляном озере Не-Помню-Названия-Вечный-Мне-Позор.
ПОМИЛУЙТЕ, Я И НЕ СОБИРАЛСЯ ИЗДЕВАТЬСЯ!
Что мешает (в первую очередь) наслаждаться вне всяких сомнений красочными и самобытными Tread Marks? Именно поведение танков на суше (про воду разговор отдельный). Любая махина, начиная с Ml-Turbo и заканчивая родным Т-72 (не говоря уж о Liquid-моделях, сделанных то ли из янтаря, то ли из детских леденцов), имеет замечательное свойство скользить произвольной стороной в совершенно произвольном направлении. Дела понятные — воздушная подушка, к примеру (тогда зачем им колеса?), или какая-нибудь банальнейшая антигравитация... Но где в таком случае так полюбившийся всем дефматчерам стрейф? Куда подевали неотъемлемую часть управления любой мультиплейерной action-игры? Скажете, глупо выглядит — едущий боком танк? Ничего подобного, отвечу я вам, выглядит еще как внушительно: сам наблюдал, и не раз — едут, не стесняясь, да поливают окружающий пейзаж изо всех своих грязных пушек. Кстати, раз уж речь зашла об оружии... Во-первых, не изо всех, а всего из одной. Увы. Переключения между орудиями в Tread Marks не предусмотрено — какой бонус отхватил, тем и пользуйся. А оружие в игре... Это сказка. Несбалансированная, нечестная (зачастую), но — сказка. Бесподобно озвученная, потрясающе выглядящая, разнообразная, ужасная — сказка. Список средств убиения поражает: Machine Gun, Heavy Flamer, Multiple Rocket Launcher, Plasma Mine, R-Grenades, Swarmer, Laser, Airstrike, Ramdrill, Dirtball, Le Bomb Nuclear... Все, упарился, их там 23 штуки, пощадите бедного писаку. Особое внимание прошу обратить на последнюю позицию в списке — это "Ого-го!" (именно с большой буквы). Запуск такой "Ля бомбы" происходит с воем, живо напоминающим легендарную "Катюшу", а уж эффект... Причем, что вполне объяснимо, больше всего ощущений получает именно тот (или те, радиус поражения не маленький), на кого бомбочка была нацелена. Аплодирую стоя — ТАК меня еще ни разу не убивали.
СМЕРТЬ ПРЕКРАСНА
И как бы банально ни звучала эта фраза, от нее никуда не деться. Самые красивые и эффектные кадры в Tread Marks — ваша смерть. На месте танка вырастает огненный шар безумных оттенков, время замедляется, башня (помните? Господин ПэЖэ обещал в превью, что башню будет сносить!) уносится в прекрасное далеко, грохот, взлет, падение... Вы продолжаете игру, но уже без возможности навредить врагам. На определенное время, естественно. Хотя, знаете, от игровых спецэффектов вскоре начинает рябить в глазах. Самый ненавистный, простите, выпендреж — пламя, бушующее на вашем танке прямехонько на месте свежесорванной башни. Оно слепит и мешает контролировать происходящее. А контролировать надо, ох, надо! Врагам не до осознания вашей беспомощности, они не обращают на это внимания и стараются, если выдастся удачный ракурс, вломить как следует. Тем более что гонщик (а я говорю пока только о гоночном режиме), пусть даже и без головы — вполне дееспособен, может таким макаром и до финиша доехать, оставив с носом самых воинственных. Да и плавности игре навороченные пироэффекты не прибавляют. Когда на экране сотни или даже тысячи полупрозрачных плоскостей — тут не до "безумных fps". При хорошей (даже не Godly, нет!) детализации нормальное количество кадров в секунду Tread Marks выдаст, пожалуй, только на Dream-машине Андрея Герца-Кюри. На моем скромненьком аппарате (Celeron 500 + Voodoo 3 + 64Mb RAM) игра периодически замедлялась до 20 или около того fps, что еще куда ни шло в Single, но в Multiplayer — смерти подобно. Впрочем, по локальной сети игра бегает более-менее шустро, плюс имеется возможность понизить детализацию прямо во время игры, так что не стоит слишком строго. Все в наших руках. Земля, к слову, тоже поддается кастомизации. Вместо первоначально планировавшихся векселей пришло хитрое бинарное дерево, что наделе выглядит как какой-нибудь достаточно однообразный, но вполне холмистый пейзажик уровня Tribes. А если присовокупить к этому возможность изменять поверхность как вниз (несколько выстрелов из чего помощнее, и на проселочной дороге оказался милый сердцу кратер приличных размеров), так и вверх (оружие под символичным названием "Грязевоймяч" — именно так, слитно — предназначено для выращивания в домашних условиях горок, холмиков и холмищ прямо перед едущей к финишу вражиной. То-то она, вражина, удивится...)
РЕЙТИНГ РЕЙТИНГУ РОЗНЬ
Теперь, когда дело идет к оценкам, необходимо сделать пару оговорок. Во-первых, о режимах игры и прочих "упущенных" нюансах см. в специальной колонке "Начните чтение с...", а во-вторых, стоит пояснить всхлипы наших зарубежных друзей относительно Tread Marks, имеющие место справа по курсу. Самое распространенное мнение об игре таково: "Сначала она мне не понравилась, но потом проникся, да и "ядрена-бомба" чудо как хороша". Слов нет, господа, NUKE не может вызывать ничего, кроме восторга, а первое впечатление при взгляде на Tread Marks — именно отторжение. Тупо, медленно и чересчур цветасто. Впрочем, и второе тут как тут: оп-ля, да здесь есть приколы, да тут NUKE, да не так уж все и тупо, а вовсе даже оригинально, и к управлению можно привыкнуть. Опять в точку. Управление представляется вполне приличным — подход к "телу" и "башне" как к двум совершенно независимым составляющим танка заслуживает похвалы. Особенно при наличии полезнейшей клавиши-переключателя "взгляд походу движения/взгляд из пушки" и возможности использовать мышку. Но. Все-таки они до ужаса медленные, эти танки. И все-таки оружие ужас как не сбалансировано. И глубины игре не хватает как ужас-пловцу ужас-кислорода, что подметили даже вышеупомянутые ужас-господа. То есть после стадии "погружения" начинается все та же стадия "отторжения". Хотя и не до конца, надо заметить. Быстро приедаются и уже не ласкают слух-взгляд ни завывание выпущенных одна за другой ракет, ни очаровательные лепестки взрывов, ни изменяющаяся-в-реальном-времени земля... Если и играть в Tread Marks (а даже после злобно отрезанного: "Все, достала!" хочется поразвлекаться еще чуть-чуть), то понемногу — полчасика в день, недельку-другую... Но не терять голову, ибо есть на земле развлечения более интересные и более мультиплейерные, если хотите. Стоит только поискать. P.S. Есть еще режим Ladder — с каждой победой вы продвигаетесь все выше и выше по рейтинговой лестнице, пока не достигнете вершины. Неплохая затея, но чересчур затянуто. Впрочем, это уже вкусовщина. P.P.S. Хочется написать еще что-нибудь, но в окно скребется белый медведь. На что-то намекает, зараза. Вот щас выйду, да покажу ему настоящий дефматч. Безо всяких там танков, по-русски.
Хостинг от uCoz