СИЛЬ ВУ ПЛЕ!

Александр Вершинин

Однажды мы с друзьями по неосторожности оказались в пробке на одной из Кремлевских набережных. Дело было дрянь, мы простояли практически на одном месте полтора часа и слушали одну-единственную, случайно оказавшуюся в автомобиле кассету. Это был японский Easy Listening, а точнее, группа Fantastic Plastic Machine. Самая ударная композиция называлась "S'ilvous plait"... Le Mans 24 Hours предлагает игрокам попробовать свои силы в симуляции двадцатичетырехчасовой непрерывной гонки по кольцу Le Mans. Если же вы еще не созрели до круглосуточного заезда, вам предоставляется шанс немного потренироваться на машинах трех GT-классов — среди них BMW, Dodge Viper, Porsche 911 GT2. Разработчики игры не очень утруждали себя, и задача сделать из ряда вон выходящий симулятор, кажется, на сей раз не ставилась. Напротив, Eutechnyx, очевидно, хотела создать игру "среднего" класса, с чем блестяще справилась. Сносная графика, ночные и вечерние заезды, дождь и туман — все это есть в списке features, все строки которого авторы добросовестно воплотили в жизнь. Восемь трасс, множество режимов игры: от одиночных заездов в приглянувшемся вам классе до длительных чемпионатов с вероятностью рано или поздно сесть за руль болида Le Mans 24. Согласно унифицированным требованиям к современным играм, Le Mans поддерживает целый ряд ЗD-акселераторов. Веселая, надо сказать, песничка: примерно каждые тридцать секунд бодрая музыка прерывалась, и кто-то среди внезапной мертвой тишины жутким голосом орал: "Силь ву пле!!!". Когда наша машина наконец вырвалась из пробки, истомившийся от безделья водитель устроил совершенно кошмарное скоростное ралли по запруженным улицам центра. Маленькая "трешка" BMW с ревом пронеслась по направлению к дому, тогда как в ушах пассажиров звучало, словно диковинная японская мантра, проклятое "Силь ву пле!". Как вы думаете, какая фраза магическим образом возникла у меня в мозгу, когда я впервые запустил Le Mans 24 Hours и прошел несколько первых кругов на простеньком Porsche GT2? FANTASTIC PLASTIC MACHINE 24-часовая гонка — занятие для полных и законченных психов. Пилоты 24 Heures Le Mans, так называется сама гонка, испытывают не меньшие физические нагрузки, чем их собратья из Formula 1, но предпочитают это делать не несколько часов в день, а круглые сутки. Замечу, надо быть не менее неуравновешенным человеком, чтобы добровольно сесть за компьютерную симуляцию подобного состязания. Впрочем, вот одна из прелестей рынка и свободной конкуренции: целевой продукт всегда найдет своих потребителей. Боже упаси, Le Mans 24 ни в коем случае не заставляет вас гоняться целые сутки по одной и той же трассе. Это было бы жестоко не только по отношению к нам, любителям симуляторов, но и к предполагаемому объему продаж игры. Перед тем как вы согласитесь потратить час, два, шесть или все 24 на ту самую трассу, вас нужно потренировать. В этих благородных целых перед главной гонкой игры поставлен надежный заслон из трех соревнований GT-классов: GT1, Prototype и GT2. Так, в зале оживление... GT? Sports Car GT? Вынужден огорчить. Не совсем SCGT, но близко. И гораздо, гораздо проще. Средние скорости — ISO-230 у GT2, 200 — 250 у прототипов и в районе 300 км/ч у GT1. Что грустно, машины всех трех классов на дороге друг от друга отличаются лишь в мелочах. Да, прототипы, в отличие от их медлительных собратьев GT2, более охотно входят в занос, пролетая поворот на газу но у GT1 с поворотами опять все в полном порядке. Скорость за 250, а он без видимых усилий закладывает такой вираж, что ветеранов F1 может слегка укачать. Да, физическая модель Le Mans слегка грубовата, но другой нет. Среди доступных развлечений самым приятным кажется Championship. Это обычный "карьерный" режим. Вас, молодого пилота, берет в свои ряды самая слабая команда СТ2-класса в надежде, что вы выведете ее вперед. В пилотском меню поражает опция E-Mail. Она неслучайна! Как только вы положительным образом проявите себя на поле водительской брани, в ваш электронный почтовый ящик посыплются предложения от разных команд. Веселая деталь! Главное здесь — не спешить и добить чемпионат до конца. Во-первых, чем больше ваш отрыв от соперников в табеле о рангах, тем серьезней поступающие предложения. Так, наивысшей честью в GT2 считается письмо от модных Viper Oreca, а в Prototype царит BMW. Во-вторых, победа в чемпионате предполагает приглашение в следующий, более высокий и скоростной, класс. Разумеется, опять в самую отсталую команду. НАШИ КРЫШИ ОСТАЛИСЬ НА ТОЙ МОСТОВОЙ Сложность гонок в режиме "Чемпионат" может быть "легкой" и "средней". Или, если угодно, гонки делятся на аркадные и "немного" симуляторные. В обоих случаях физическая модель вашего железного коня остается неизменной. Примитивной. Зато если Sprint ("легкий") состоит из ряда заездов по три круга, то Endurance увеличивает количество кругов до десяти, вводит пит-стопы, износ резины, расход топлива и минимальную систему повреждений автомобиля. Ах, да. AI начинает использовать ресурсы своих гоночных болидов на все сто процентов, не "ждет" отставшего игрока за первым же поворотом, не стесняется выжимать акселератор до конца, а не на восемьдесят процентов, как в режиме Sprint. По качеству исполнения AI "24 часа" ни в чем не уступают своим коллегам по симуляторному жанру. Но и ничем не выделяются. Стандартные бездушные компьютерные пилоты держатся на трассе неизменно идеально, вдоль раз и навсегда прописанной траектории. На поворотах иногда происходят столкновения, но контроля над автомобилем железные ребята никогда не теряют. Надо заметить, что повороты и виражи — единственное слабое место AI, здесь компьютер чуть снижает скорость. Вывод такой: лишь мастерский проход поворотов может помочь вам победить в Endurance. Общая картина: скукотища. В соревновании AI vs. AI всегда побеждают одни и те же команды, без вариантов. Ошибки, "человеческий фактор" в игре не предусмотрены. Трассы? Ничего сверхъестественного. "Городские", полностью огороженные бортиками, и "загородные" , где вместо столь полезных в бою пуленепробиваемых, машинонепроницаемых перил раскинулись зеленые лужайки и импровизированные пляжи-залежи золотистого песка. "Сельские" трассы чем-то напоминают классический Sports Car GT, и потому импонируют чуть больше, чем того заслуживают. Зато "урбанистические" кольца куда проще: здесь нет поворотов, которые нельзя одолеть на максимальной скорости. Трасс чуть менее десятка, и все GT-классы колесят по одним и тем же, хорошо освоенным участкам. Дизайнеры пробовали экспериментировать с дневным циклом и погодой, но у них ничего не получилось. Мокрая трасса до смешного мало отличается от сухой, зато день и ночь спутать невозможно. Я не имею в виду смешные для сим-жанра "ночные эффекты" вроде салютов в темном небе или вспышек фотоаппаратов на трибуне. Нет! Просто на "сельских" трассах нет осветительной техники, фонарей, прожекторов. Ни-че-го. А свет фар вашего автомобиля неспособен рассеять иссиня-черную мглу над дорогой. Можно ли гоняться в таких условиях — при нулевой видимости, на трех сотнях км/ч? Авторы "Суток" дают положительный ответ — поэтому настроенные ими болванчики компьютерных команд продолжают уверенно рассекать и в ночное время. Уверен, они не снизили бы скорость даже в том случае, если б небеса вдруг разверзлись и сверху на их машины посыпался плотный дождь из мокрого бетона. Их дело маленькое. ROCK AROUND THE CLOCK Результат... Вполне ощутимое удовольствие доставляет лишь аркадная, облегченная, часть Le Mans 24 Hours. Все остальное сделано по абсолютному минимуму и не вызывает симпатий: обычная графика, стандартный AI, автомобили с четырьмя "барами-характеристиками (для наглядности), гаражи с четырьмя видами резины, тремя углами установки антикрыла и тремя степенями "чувствительности" рулевого управления. При виде очередного пролетающего мимо Porsche 911 я вновь вспоминаю, как красиво садилось или вставало солнце в Sports Car GT, как все мое существо дрожало от одной мысли о покупке новой, усиленной, подвески — и из горла рвется жалобный крик. Силь ву пле!

Хостинг от uCoz