РЕАЛЬНОСТЬ СЭР Александр Вершинин В стане разработчиков/издателей автомобильных симуляторов складывается очень интересная традиция. А именно: дня начала пугать томящихся в ожидании Игры журналистов кривизной демонстрационной версии и... сполна вознаграждать их в финальном релизе. Типа педагогическим прием "воспитание (испытание?) долготерпения и доброжелательности". Так получилось с Driver, точно такое же представление учинила игра "Чемпионат Ралли Mobil 1" (в переводе на иноземный Rally Championship 2000). Как поется в известном зонге, этот день мы приближали как могли: "ЧРМ1" смотрится как сумма опыта, накопленного ВСЕМИ создателями компьютерных раллийных симуляторов за все время существования этого жанра. Продукт солидный, серьезный, безумно близкий в своем подражании реальности к оригиналу. При этом "Чемпионат..." остается, что важно, очень играбельным — я прошу занести эта слова в протокол! ГОНКА ВЕКА Ради первого запуска нашего ралли придется немного потрудиться: желательно отключить все имеющиеся в доме телефоны, дверь в комнату забаррикадировать, предварительно снабдив себя нехитрой снедью для быстрого подкрепления сил. Не забыть аспирин! Пачку или две. Через некоторое время он понадобится, сами почувствуете. Не спрашивайте, зачем, просто принесите. А теперь считайте. В зависимости от длины участка и ваших собственных талантов прохождение каждого из них займет от десяти (вы, случаем, не из "летучих финнов", батенька?) до пятнадцати минут реального времени. В ралли шесть этапов — получаем час с хвостиком непрерывной гонки. И это в идеальном случае, без повторных попыток прохождения скоростных участков! На подобные эпические подвиги способны либо люди донельзя тренированные, либо начисто лишенные самоуважения. Конечно, есть еще категория "честных", у которых все должно быть "как в реальной жизни", но этим умникам поможет только психиатр. Или участие в настоящем ралли. Выбыть посреди гонки совершенно невозможно. Собственно, мозг просто отключает на этот час большинство жизненных функций организма, кроме нескольких, необходимых для участия в соревновании. Среди них зрение, то есть прямой немигающий взор, устремленный в точку в нескольких десятках метров перед капотом машины, и привод пальцев рук. В идеале, кисти, как и все остальное тело, неподвижны. Мозг отключается обязательно, он здесь совершенно ни к чему. В работе лишь интуиция и рефлексы. Шальная мысль отвлекает и неминуемо приводит к фантастическому кульбиту в воздухе с последующей трагической потерей восьми или десяти секунд драгоценного времени. И так целый час. После финиша раскалывается голова, хочется есть, а еще лучше — забросить компьютер куда-нибудь подальше. В результате, плюешь на все и — садишься за следующую гонку. Вот это настоящий "Чемпионат Ралли Mobil 1"! ВСЕ СЕРЬЕЗНО Достаточно эмоций. Даже глубоко положительных. Помните сетования в превью по поводу отсутствия повреждений? Ошибка исправлена. И как! По-королевски. Теперь мечтать остается только о функциях доливки масла, тосола и смене спустившего колеса прямо посреди гонки. Все остальное авторы "Чемпионата..." сделали. Алгоритм повреждений автомобиля наконец-то ощутимо завязан на физическую модель. Каждый специфический удар приводит к вполне логичным для любого водителя последствиям. Например лобовое столкновение. Некоторые этапы очень коварны и изобилуют тупиками. Когда автомобиль влетает в традиционно железобетонную ограду, происходит несколько интересных вещей. Во-первых, сминается кузов. Не так, как обычно в симуляторах, а учитывая силу и точку удара. Во-вторых, производится быстрый обсчет, что именно может умереть благодаря вашему умелому маневру. Среди первых в очереди радиатор, рулевая, подвеска. Соответствующие сообщения немедленно выводятся на экран. Мол, повреждена система охлаждения и рулевая колонка. Думаете, на этом, как обычно, все заканчивается? Вы ошиблись, Пастор. Ошибки не прощаются: автомобиль начинает немного вести в сторону, тосол течет из пробитого радиатора. Время идет. Когда охлаждающая жидкость покидает контуры охлаждения двигателя, он начинает перегреваться. Из-под поврежденного капота появляется первая, тонкая струйка пара. Фантастика! С дальнейшим перегревом мощность двигателя слегка падает, клубы пара становятся все плотнее — пока двигатель, наконец, не отказывает. Гонка завершена, спецучасток не пройден. Подобных приятнейших для любого водителя мелочей в игре очень много. Коробка, например, имеет отвратительнейшую привычку забивать одну из передач. Обычно третью, прямо в середине участка. Поверьте, вашему отчаянью не будет предела, когда машина вмиг потеряет возможность набирать скорость выше 70 км/ч. Передача постоянно вылетает, рука водителя исправно возвращает ее на место. На достаточно больших участках может повезти —машина разгоняется настолько, чтобы пробиться на четвертую, и коробка "живет" еще некоторое время... К сожалению, более глубоко ознакомиться с симуляцией возможных повреждений просто не было времени. Простите великодушно! Золотой "мастер" локализованной российской версии появился в редакции за день до ухода номера в печать. А так интересно посмотреть, при каких обстоятельствах умирает турбина, изменяется ли звук в случае безвременной гибели глушителя. "Чемпионат..." вообще очень внимательно подошел к этому вопросу. В списке "убиваемых" узлов и агрегатов — двигатель, глушитель, турбина, система охлаждения, сцепление, дифференциал, коробка передач, электросистема, фары, рулевое управление, подвеска, тормоза, шины, кузов. Кстати, о деформациях кузова. На скорости слишком сильно помятый капот просто срывает мощным встречным потоком воздуха, а под ним обнаруживается весьма милая текстурка с изображением двигателя! Притесавшись к ограде или дереву, вы оставляете машину без боковых зеркал, а угловые удары сносят как передний, так и задний бампер. Песня — для тех, кто понимает. ВРЕМЕНИ НЕТ В сочных описаниях прелестей местной графики нет смысла. Просто взгляните на скриншоты — и все станет понятно. По сравнению с "Чемпионатом..." бледнеет даже недавний фаворит автомобильного конкурса красоты NFS4. Да, пейзажи вполне могут конкурировать друг с другом (благодаря мип-мэппингу), но вот модели автомобилей не идут ни в какое сравнение. NFS в данном случае кажется тем, чем является на самом деле. Игрушкой — в отличие от крайне серьезного "Чемпионата...". В последнем, впрочем, занимательны вовсе не красоты задников. Гораздо больше уважения заслуживает то, как сделана сама трасса. В отличие от стандартно-попсовой схемы "плоскость меж двух стен", "Чемпионат..." представляет совершенно новый для раллийных симуляторов подход, настоящий полигональный ландшафт. Знаете, это маленькая революция. Узенькая колея дороги становится единым целым с куском земной поверхности, ее окружающим: кюветами, пригорками, лесными полянками и еще бог весть чем. Теперь это полноценное ралли — вы можете практически всю гонку находиться вне дорожного покрытия. Никто не запрещает! Лишь будьте готовы преодолевать крутые горки, выбираться из оврагов и трястись на кочках. Но. Вы продолжаете гонку, а не пытаетесь выкарабкаться из искусственно обустроенного для пущей красоты "кармана" на обочине (что ТАК любит та же NFS — сравнение неравноправное, но наглядное). Плюс фокусы самой трассы. Местами она буквально превращается в тесный желоб, местами упрямо идет с сильным боковым уклоном, скосом, что вам обязательно приходится учитывать. Впечатления совершенно неописуемые, смесь детского восторга и совсем уж недетской злости. Откуда злость? Вполне очевидно. Если в некоторых местах раллийная дорога превращается буквально в партизанскую тропу, неприятностей не оберешься. Чуть переборщить со скоростью, немного промахнуться со временем входа в поворот, в конце кондов просто прозевать кочку — и вы в свободном полете. Машина либо задорно летит кувырком по тем самым ухабам, либо взмывает в воздух. Последнее просто бесит, выбивает из чувства полной реальности происходящего. Есть и еще несколько мелких, но раздражающих, портящих спортивную атмосферу недочетов. Так, во время дождя со снегом кабина моего "Гольфа" почему-то стала прозрачной. Я даже увидел передние колеса! Контрибуция со стороны физической модели — оставляющее лишь на полной скорости впечатление дискретного, скачкообразного поведения автомобиля при каждом повороте руля. Как будто вся машина — это большой курсор в текстовом режиме, и вы стрелками гоняете его по экрану. Мерзко. Наконец, кляуза заключительная: русские голоса в голове по уши занятого гонкой пилота. Озвучка никуда не годится. Голоса непрофессиональные, не поставленные. К тому же, судя по тону, им невероятно скучно. Жаль, ведь штурман — такая же неотъемлемая часть ралли, как сам пилот, машина, трасса, секундомер. Вердикт прост: звук на минимум — и вперед. Лучше, интереснее, увлекательнее и реалистичнее "Чемпионата..." пока ничего нет. Игре повезло, она вышла первой. В очереди стоят Colin McRae и Rally Racing Simulation. Зато фанаты раллийных симуляторов уже не ждут. Полагаю, каждый настоящий ценитель уже играет, не так ли? |