ВРЕМЯ ВАМПИРОВ, ИЛИ НОЧЬ НЕ ДЛЯ НАС

Фраг Сибирский

Брэм Стокер был ирландцем. Большую часть жизни трудился личным секретарем короля английской сцены Генри Ирвинга и в лоте лица отвечал авторам немилосердного количества бездарных пьес. Неудивительно, что в конце концов он написал "Дракулу". Первая часть "Дракулы" — стопроцентное попадание, абсолют готического романа (напомню, что есть "готический роман" в трактовке любимого БЭС: "черный роман", роман ужасов в прозе предромантизма и романтизма; содержит таинственные приключения, фантастику, мистику, а также социальные мотивы: в центре произведения — демоническая личность"). Историю о молодом архитекторе Джонатане Харкере, прибывшем по приглашению в старый замок на скалах Трансильвании, пропесочили даже в мультфильмах. А вот то, что происходит во второй части романа, не знает никто. В чем-то похоже на ситуацию с "Франкенштейном" Мэри Шелли, где общеизвестна разве что концовка — пожар на мельнице. Для людей, мягко говоря, от готики далеких, свято верящих, что Франкенштейн — имя дебила с торчащими из шеи гайками, существует лихая версия Фрэнсиса Форда Копполы, отдаленно в чем-то даже напоминающая первоисточник. Впрочем, не больше, чем роман Стокера — историю Дракулы оригинального. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Только ирландец мог обозвать графом валахского князя, прославившегося в битвах против Османской империи. Талантливый полководец, Влад Дракула имел весьма занятное хобби. По самым скромным оценкам, князь с приближенными усадил на кол около сотни тысяч человек. За что и получил от румынско-венгерского народа ласковое прозвище "На кол сажающий". В вампиризме и тому подобных грехах уличен не был. Словом, старичок-то вполне мог и иск подать на наглого террориста от литературы. Видно, незлопамятный. ГОДАР ДЛЯ ГОДАРА Dracula: Resurrection — игра французская. Более того, это игра авторская. Если бы в титрах не было Жака Симьена, потрудившегося написать сценарий, срежиссировать все, что можно, а также надзирать за всем этим зоопарком, не было бы и D:R. Французские игры, как и игры авторские, делятся на две равных части: концепт-арт и все остальное. Комиксы, "черная" мультипликация, кино. В случае с D:R это трехмерные ролики. Их много, и они прекрасны. Нетрудно догадаться, что, пользуясь глухоманью второй половины романа, воскресить втихаря старого князя — раз плюнуть. И это никому не мешает начать повествование с расстрела в Борго, нападения на кортеж с гробом Дракулы. Утопая в снегу, бредут мрачные оборванные венгры — хищные лица, тулупы с драными меховыми воротниками, кожаные ремни с широкими пряжками. Все, с первых кадров вы во власти французов. Точные костюмы, эффектная мизансцена. Заснеженные деревья, медленное движение длинных дрог. Элитарные операторские изыски — вид с мушкета, берущего на мушку прислужников Дракулы, одного за другим, кровь на снегу, и плавное движение сверкнувшего ножа, распахнувшего на горле князя кровавую полосу, — "Зангези умер! Бритва на его горло... перерезала воды его жизни..." Во всех вставках камера изумительно свободна. Щедрый поворот как бы невзначай вбрасывает в кадр массивное золоченое распятье на стене с запрокинутым профилем Иисуса. Вращение над Джонатаном, наносящим удар за ударом по кладбищенской плите, кирка, взлетающая к зимнему небу, и сильный синий свет из-под надгробья. Съемка из обрушившегося лифта, когда негодяи Вайорел перерубил трос двуручным топором: кабина падает, застревает в перекрытиях, покачивается, снова срывается вниз, все набирая и набирая скорость. Смазанная полоса стены и судорожная пляска болтающейся под потолком масляной лампы. Сокрушительный удар и смена плана: пыль, в завораживающе быстром движении заполняющая туннель. Персонажи сверхстильны — даже для французской и авторской игры. Колючий волчий мех воротника спившегося охотника в трактире запоминается на всю жизнь — тончайшая работа. Светящиеся зрачки старой упырицы Дорко пронзают душу. Черная вуаль и пара горящих в полумраке островков потустороннего, мистического сияния. Сам князь, если честно, подкачал — злодеи как злодеи. С белыми глазами. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Трансильвания, откуда я передаю этот репортаж — историческая область на севере Румынии. В начале второго века имела честь подчиняться римлянам, с 11 века — венгерским королям. Тихая страна Трианонским мирным договором 1920 года закреплена за Румынией, что и породило большую бучу. Венским арбитражным судом 1940 года Северная Транснльвания отошла обратно к Венгрии. Но румынско-венгерскую границу окончательно установили только в 1947-м. ХОЛОДНАЯ СТРАНА Холод, тропинки в черном лесу, старый трактир. Ветер в ветвях и какое-то сдавленное, истеричное подвывание волков. Трансильвания, 1897-й. За жутким примитивизмом панорамного обзора скрыта потрясающая картинка. Все, что ей нужно, — немного нечеткости. Смазывания, возникающего при движении. Морозный лунный свет голубоватой дымкой повисает у окон. Освещение переплетенных ветвей — сага о борьбе света и тьмы, лабиринт тронутого изморозью узора, восходящего к луне. Все оттенки теней на серебристом снегу. Поблескивающие в пламени факелов стены пещер, масляные лампы и керосиновые светильники в кишках рудника. где Джонатан удирает от летучих мышей и раскатывает на вагонетках. Торжество готической архитектуры в старом замке Дракулы: стрельчатые арки опираются на столбы, боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается арктубанами на контрфорсы. Небывалые высота и обширность холла, стрельчатые окна, ажурные башни с винтовыми лестницами. Забравшись на голубятню, смотрю вниз и на снежной крыше хижины вижу окруженную ледяным сиянием фантастическую тень уродливого старого дуба. Холодной трансильванской ночью мир отсвечивает сталью. Все, кто видел северную луну, знают, что такое холод. Злой демон с длинными ледяными когтями. Он виден в голубой лунной дымке. ЧАСЫ СМЕРТИ ЗАВЕДЕНЫ Как квест нынешний Dracula просто слаб. Он легкомыслен, короток. полон штампов и условностей. Вывеска трактира, свалившаяся на голову охраннику в результате прискорбного несчастного случая. Камни из пращи, посылаемые в стаю летучих мышей с целью отвлечь еще одного прислужника. Откопанный на кладбище механический дракон со злыми искорками рубиновых глаз и синими сапфирами в сочленениях лап — универсальный ключ, отмычка, открывающая все, что не отпирается ключами. Заодно — главный предмет вожделений Дракулы. Симьену пришлось изрядно потрудиться, дабы привязать дракона к валахскому князю. В этом беда большинства авторских творений: их сюжет, миновавший мозговой конвейер, обычно примерно идиотичен. Подземный ход замаскирован бочкой в подвале трактира. Его обнаружил муж хозяйки Барины, за что и поплатился. Его Джонатан найдет под грудой камней и успешно воспользуется рукой несчастного скелета, чтобы добраться до сцепки за решеткой. На этой сцепке лирический герой весьма успешно скатится вниз по цепям подвесного моста. Приемы настолько простые и бесхитростные, что не заслуживают отдельного толкования. Практически единственное серьезное испытание — замок Дракулы. Там: вообще говоря, головоломка всего одна, но очень большая и комплексная. Мистические символы добываются всеми правдами и неправдами по всему замку, но главное скопище тайн — библиотека. Там и фотоэлементы, и шифрованная система координат на карте, и загадка портрета хозяина замка, и огромные часы с неподвижными стрелками. Сделайте так, чтобы они прошли целиком путь последних двадцати минут перед полуночью, и библиотека откроется. Вы спуститесь вниз и узнаете, о чем Дракула говорил с Леонардо Да Винчи. В КАЧЕСТВЕ ТОЧКИ И еще раз повторюсь: Dracula: Resurrection — игра авторская. Если когда-нибудь она станет недооцененной современниками классикой, кто-то другой начнет статью словами "Жак Симьен был французом". Но Брэм Стокер, например, был ирландцем. И, как сказал другой ирландец, Артур Конан-Дойль, кто, кроме автора. будет таскать с собой книгу с названием "Древле светило чего-то там"?

Хостинг от uCoz